Проблемы с речевым развитием детей
г. Челябинск ул. Энтузиастов, 21
+7 (351) 220-35-25 пн-пт 08:00-20:00, сб 08:00-16:00

Проблемы с речевым развитием детей

Как ни удивительно, но проблемы с речевым развитием детей сегодня встречаются не реже, чем 20-30 лет назад. Казалось бы, мы живем в сверхнасыщенном информационном пространстве и у современных детей есть интернет, смартфоны, телевидение. Это должно стимулировать их развитие, в том числе и речевое, в значительно более высокой степени, чем детей предыдущих поколений. В реальности же, все современные коммуникативные средства не только не помогают развивать речь, а порой даже препятствуют этому. Многие современные исследователи отмечают, что проблемы с речевым развитием остаются сегодня более чем актуальными и на них стоит обращать самое пристальное внимание.

Как формируется речь у детей

Как правило, базовая основа развития речи у детей формируется еще до того, как они начинают ходить в школу, где уже не столько получают новые, сколько совершенствуют уже полученные навыки. Поэтому родителям необходимо знать, как должна правильно развиваться речь ребенка и внимательно отслеживать проблемы, которые могут возникнуть. Логопеды делят процесс речевого развития на 4 стадии, три из которых приходятся как раз на период до школы:

  1. Подготовительная, которая длится с момента рождения малыша и до годовалого возраста. На этом этапе ребенок учиться гулить, осваивает лепет, затем учится повторять слоги и начинает произносить простые слова.
  2. Преддошкольная (1-3 года). Характеризуется значительным увеличением словарного запаса, более правильным выговариванием «трудных» звуков, улучшением грамматики (словосочетания все чаще правильно согласовываются по числу и падежам), а также освоением умения строить длинные предложения из 3-4 и более слов.
  3. Дошкольная (от 3 до 7 лет). Речевое развитие детей показывает еще более качественные результаты. Несмотря на встречающиеся ошибки в произношении некоторых звуков, речевой аппарат совершенствуется и ребенок говорит довольно грамотно, внятно и с соблюдением основных норм. Словарный запас увеличивается, употребляются длинные предложения, состоящие из нескольких простых.
  4. Это последний этап, который длится вплоть до окончания средней школы, т. е. 16-17 лет. За эти годы ребенок осваивает кроме устной речи еще и письменную, что оказывает на него огромное влияние. В школе он получает теоретический и практический базис, который к моменту ее окончания позволяет ему овладеть речью на взрослом уровне.

Если выявлены проблемы с речевым развитием

Если на какой-либо из этих стадий вы замечаете отклонения от нормального развития речи, ребенка необходимо проконсультировать у логопеда и, возможно, у сурдолога. Дело в том, что проблемы с речевым развитием детей могут также появляться из-за нарушений слуха и своевременная помощь специалиста, в этом случае, просто необходима.

Немаловажны взаимосвязи речевого аппарата с другими функциями. Многие знают, что регулярные занятия, упражняющие мелкую моторику, весьма благотворно влияют на развитие речевых навыков детей в младшем возрасте. Так как зоны человеческого мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, находятся рядом, считается, что «тренируя» одну зону коры головного мозга, мы помогаем развиваться и соседней.

Глобальных научных исследований существования взаимосвязи между упражнениями, развивающими пальцы и речь, проводилось немного, и считать этот факт полностью научно доказанным нельзя. Тем не менее, практические занятия с малышами на развитие пальчиков действительно обычно дают эффект ускорения речевого развития. Существует даже теория, что дело не в стимуляции соседних участков мозга, а в общем развивающем эффекте занятий с ребенком. Все эти упражнения помогают ребенку осваивать нейромоторное планирование, которое как раз и связано как с речью, так и с двигательными функциями. Именно это планирование осуществляет «интеграцию» мыслей мозга в движения тела.

Так или иначе, но существующий положительный эффект в экспериментах показывает, что при наличии проблем с развитием речи у детей, не стоит отказываться от методики развития пальцевой моторики. Всегда есть вероятность, что именно в вашем случае она окажется наиболее эффективной.

Зачем посещать логопеда

Если у ребенка обнаружены признаки нарушения развития речи, его просто необходимо проконсультировать у логопеда. Именно этот специалист сможет провести полную диагностику речевого развития и его соответствия возрасту дошкольника. Обратиться к логопеду с ребенком 3-4 лет стоит даже в том случае, если родители считают, что никаких проблем с речью нет. Во-первых, могут быть отклонения, совершенно незаметные для непрофессионалов, во-вторых, гораздо лучше, когда родительская уверенность в отсутствии речевых недостатков подкреплена авторитетным заключением специалиста.

Следует помнить, что речь и ее правильное развитие играют важнейшую роль в становлении многогранной, интеллектуально, психологически и социально зрелой личности. Наверняка все родители хотят, чтобы их ребенок вырос именно таким. Чем шире словарный запас человека, чем он точнее и правильнее может выражать свои мысли, тем проще ему адаптироваться в современном обществе и достичь успеха. Поэтому любые проблемы с речевым развитием детей должны максимально быстро отслеживаться и устраняться, что в огромной степени зависит, в первую очередь, именно от родителей и только потом – от врачей и других специалистов.

Приём ведут специалисты

Стоимость услуг

Консультация сурдолога 1 категории
2190

Врач может назначить

Речевая аудиометрия ( скрининг слуха)
4400
Тональная пороговая аудиометрия с речевым процессором в свободном звуковом поле
1100
Тимпанометрия (+акустические рефлексы)
1100
FTI – тест (исследование функции слуховой трубы) на оборудовании Titan
1100
Скрининг слуха новорожденных
4000
Регистрация отоакустической эмиссии задержанной вызванной (ЗВОАЭ)
1000
Показать ещё

Записаться к врачу-сурдологу

Нажимая на кнопку "Записаться", я даю разрешение на обработку персональных данных